Культовые кроссовки Air Jordan 1 от компании Nike являются наиболее дорогостоящими и наиболее востребованными в XXI веке.
На выпуск первой пары в 1985 г. вдохновил креативного директора Nike Питера Мура Майкл Джордан. Кроссовки походили на Air Force, были красно-чёрными и с логотипом в форме крыльев. Когда Майкл впервые вышел в них на баскетбольную площадку, то был оштрафован NBA на 5 тыс. долларов, ведь правила предусматривали лишь кроссовки белого цвета.
Штраф Джордана Nike взяла на себя, а спустя три дня выпустила рекламу новинки, которую NBA не допустила до игры, однако не в силах запретить носить. Год спустя компания выпустила обновлённую модель Air Jordan 1 low, а после занялась производством пар иных расцветок, каждая из которых была приурочена к значимому событию из жизни Майкла Джордана.
Светло-голубые джорданы University Of North Carolina посвятили университету, где обучался Майкл. Пара была перевыпущена в 2015 г. и в марте текущего года. Красно-белая пара Chicago названа в честь города, в котором родился баскетболист, Chicago Bulls. Эта пара отчасти соответствовала правилам NBA, а ещё сделала массовым спрос на джорданы в самом Чикаго.
Конечно, подлобный успех сопутствовал кроссовкам не всегда. В 2000 г. произошло резкое падение спроса на Nike Air Jordan. Смена расцветок и перезапуск не исправляли ситуацию. Реабилитация бренда произошла лишь десять лет спустя. Компания сделала ставку на коллаборации.
В 2014 г. репутация Nike Air Jordan была восстановлена, а бренд выведен на следующий уровень. Об этом объявили скейтер Лэнс Маунтин и бренд Fragment Design. В день начала продаж перед магазинами собирались толпы покупателей, а в Нью-Йорке между ними даже происходили столкновения.
Большой вклад в популярность джорданов внесла пара, созданная в 2017 г. вместе с Off-White. Вирджил Або придал кроссовкам новую форму, так что число их поклонников увеличилось.
Следующую модель помог разработать рэпер Тревис Скотт. Благодаря коричнево-белым цветам и хорошей рекламной кампании о покупке джорданов стал задумываться каждый второй.
На пользу бренду пошла и коллаборация с Dior. Релиз новых джорданов превратился в основное событие года. Стоили такие кроссовки у ретейлеров примерно 1,5 млн рублей.
Сегодня джорданы от компании Nike облюбовали звёзды, любители стритстайла и модные блогеры. А все релизы производят фурор в мире моды.
Неприятность состоит в том, что фанатам Nike Air Jordan купить новую модель нелегко. В России, дабы решить эту задачу в день релиза, надо выполнить одно из трудновыполнимых условий: либо выиграть в проводимом за 2-3 дня до начала продаж раффле (лотерее), либо завести связи в Nike, Brandshop или Belief.
Американский рынок джорданов устроен иначе. Полюбившиеся кроссовки можно найти как в Nike (отстояв в очереди), так и в ретейлерских магазинах и сайтах.
Проблему создают сами ретейлеры. Перекупщиками джорданов давно создана своеобразная «империя». Товар, который мог бы быть доступен за 10 тыс. рублей, они продают втрое дороже.